VYSOTA.com.ua - одежда и снаряжение для экстремальных видов спорта
Горные лыжи Elan, сноуборды Elan & Artec, ботинки Dolomite, термобельё Craft, носки X-Socks
 

Все статьи из текущего раздела

Как выбрать рюкзак


С развитием высоких технологий рынок туристического оборудования тоже начал преобразовываться. Уже давно сняты с производства брезентовые палатки, ватные спальные мешки, а рюкзаки типа "бочка" используют только дачники для переноски обильного урожая с огорода. Кстати, о рюкзаках сейчас и пойдет речь.

Рюкзак - основная емкость туриста, где он хранит и носит все свои нехитрые пожитки и инвентарь. На данный момент в России имеется несколько основных производителей и поставщиков туристического оборудования, а также несколько магазинов, торгующих единичными экземплярами, сшитыми в домашних условиях туристами-энтузиастами. Эти последние образцы не будут рассматриваться, хотя надо отдать должное, что и среди данной продукции встречаются весьма неплохие образцы.Производимая отечественными фирмами или продукция зарубежных производителей отличается от самостоятельно сшитой постоянством фасона, современными высококачественными материалами, высоким качеством обработки швов и водостойкими пропитками. Еще одним плюсом промышленно изготовленной продукции является то, что при ее создании учитывается опыт большого количества туристов, побывавших в самых разных ситуациях, а не одного конкретного человека, шьющего рюкзак, как правило, на основании своих личных впечатлений и под свои конкретные цели.Мы будем рассматривать только линейки производимых разными фирмами рюкзаков, так как рассмотреть весь спектр моделей всех фирм не реально, да это и не нужно. Постараемся описать основные критерии выбора требуемого для ваших походов рюкзака, которые не будут носить характер наставлений, а уж выбирать на основании наших рекомендаций при покупке будете вы сами. Но прежде чем говорить о конструкциях и моделях рюкзаков, скажем несколько слов о материалах, из которых они шьются.

Из чего сшит рюкзак?
На данный момент абсолютно все рюкзаки шьются из синтетических тканей. Самыми распространенными среди них являются CORDURA и OXFORD, последний имеет еще одно название, широко известное в нашей стране - авизент. Отличие этих двух материалов состоит в том, что OXFORD мягче и легче, чем CORDURA, но при этом форма рюкзака, когда тот не заполнен вещами, становится произвольной. CORDURA не позволяет рюкзаку становиться бесформенным, а так же значительно более прочна, чем ее оппонент, но при этом справедливости ради отметим, что и более дорога.Для увеличения прочности OXFORDа было предпринято армирование его структуры при помощи кевларовых нитей. Получившийся материал оказался легче и прочнее, чем CORDURA, но оказался совершенно непригодным для высокогорных восхождений или зимних походов. Дело еще в том, что CORDURA в силу своей структуры, напоминающей сетку, плохо скользит по снегу. Поэтому некоторые рюкзаки изготавливают из армированного кевларом OXFORDа, а места, которые наиболее вероятно при падении рюкзака окажутся в соприкосновении со снегом, изготавливают из CORDURA.

Хотя, справедливости ради, отметим, что все фирмы, шьющие рюкзаки, стараются изготавливать их из сплошного полотнища - любой шов потенциально может разорваться в самый неподходящий момент. Но все материалы имеют свое применение. Кроме своей структуры, каждый материал характеризуется плотностью, так, например, CORDURA 500 в два раза менее плотная, чем CORDURA 1000, что говорит о меньшей прочности первого (но не в два раза). Точно также можно характеризовать и OXFORD, и любой другой материал.Все остальные материалы (типа нейлон и т.п.), рюкзаки из которых можно встретить на прилавках магазинов, как правило, рассчитаны на небольшие нагрузки или на походы выходного дня. Теперь перейдем к описанию самих рюкзаков.

Каждому туристу - своё!
По принятой на данный момент классификации все выпускаемые рюкзаки подразделяются на экспедиционные,треккинговые, рюкзаки для ски-туров (лыжные прогулки, горнолыжные виды спорта), штурмовые и городские. Каждый из выше упомянутых типов рюкзаков предназначен для своих видов туризма. Нельзя говорить, что эти предназначение и разделения на виды строгие, но просто применение рюкзака другого типа может оказаться неудобным в некоторых условиях.
Как ясно из самого названия, экспедиционные рюкзаки предназначены для заброски туристических групп и экспедиций на начало маршрута, и поэтому рюкзаки данного типа имеют большой объем, практически лишены внешних дополнительных средств крепления туристического инвентаря.

Экспедиционные рюкзаки уже в свою очередь подразделяются на рюкзаки со станком и на рюкзаки без станка, носящие название рюкзаков с анатомической подвесной системой

Рюкзак: станковый или анатомический?
Основным предназначением рюкзаков со станком является пеший туризм, спелеотуризм или водные походы - в этих походах приходится переносить большие грузы и более всего требуется жесткость конструкции. При этом туристы разных видов туризма используют удобства представляемые станком по-разному. Так, спелеологи навешивают на станок транспортные мешки, пешие туристы прикрепляют к раме один большой рюкзак, состоящий из большого количества карманов разной величины, туристы-водники крепят упаковку байдарки или катамарана, зачастую приделывая на станок еще и колеса, и получая, таким образом, импровизированную тележку. При использовании станкового рюкзака в каждом из видов туризма есть свои плюсы и минусы, но они определяются условиями похода. И сейчас хотелось бы сказать то, к чему мы еще не раз будем возвращаться во время нашего рассказа про рюкзаки, а именно: выбор той или иной модели, размера, внешней навесной и подвесной системы рюкзака определяется только условиями похода, и прежде чем купить рюкзак, подумайте для каких целей и условий он вам нужен!

Больше - лучше?
Последней характеристикой каждого рюкзака, о которой стоит упомянуть, является его объем . Совершенно естественно, что чем больше этот показатель - тем больше вещей можно положить в рюкзак. Данный показатель является индивидуально подбираемым в зависимости от личных возможностей и необходимости. Производители указывают обычно максимальный объем рюкзака, выраженный в литрах.
Максимальный объем рюкзаков сильно разнится в зависимости от того, где они были произведены - в России или за рубежом. Дело в том, что максимальный объем импортного рюкзака - примерно 100 литров, в то время как нашего 130-140. Это связано с тем, что иностранные туристы используют оборудование, которое, как правило, универсальнее, а, следовательно, его требуется меньше, чем нашего отечественного, отсюда и такие объемы. Так что, если у вас все легкое и компактное, и доставку крупногабаритного катамарана на место старта вам обеспечат, то рюкзак можно прикупить поменьше.Вторым типом экспедиционных рюкзаков являются рюкзаки с анатомической подвесной системой . Данные рюкзаки используются там, где нет необходимости в жестком каркасе или он просто мешается - не влезает в узкую байдарку, например. Еще одной особенностью данного типа рюкзаков является гибкость конструкции, позволяющая равномерно изменять объем рюкзака - от максимального до некоторого минимального как при помощи боковых стяжек, так и просто заворачивая верхнюю часть рюкзака внутрь. Надо отметить, что и у рюкзаков с анатомической подвесной системой необходимым требованием является наличие поясного ремня, оборудованного пряжкой-самосбросом и регулируемого в зависимости от талии туриста и его роста. Да и вообще, все размеры рюкзака должны регулироваться под конкретного человека - ведь сшить универсальный рюкзак невозможно.Многие фирмы в своих рюкзаках используют подвесную систему для подгонки плечевых ремней под каждого конкретного человека. В нескольких словах ее устройство можно описать следующим образом: фиксаторы, держащие подвесную систему, разблокируются, система вынимается из горизонтальных подвесных строп и переводится на уровень, соответствующий вашему росту, после чего снова фиксируется. Вертикальные направляющие дополнительно усиливаются вставками из легких металлов - алюминий, дюраль. Получившиеся утолщения на спинке рюкзака создают дополнительную вентиляцию спины.

Подвесная система
Надо сказать, что многие фирмы используют свои собственные оригинальные системы, схема изменения положения строп которых может отличаться от вышеописанной, а иногда и у одной фирмы их бывает несколько. Сразу скажем, что как ремень, так и плечевые ремни рюкзака в местах соприкосновения с телом туриста должны быть мягкими, то есть внутри них должен находиться некий упругий мягкий материал, который при движении должен играть роль амортизатора между телом туриста и рюкзаком, при этом не изменяя длины поясного или плечевого ремня. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена.Форма плечевых ремней должна быть выгнутой (S - образной) - такие ремни лучше ложатся на плечи и даже тяжело груженый рюкзак легче нести, потому что ремни не стремятся соскочить с плеч. Если же рюкзак не имеет таких изгибов, то обязательным следует признать наличие на плечевых ремнях на уровне груди застежки-карабина, который принудительно сводит вместе обе лямки. Такие нагрудные застежки-фиксаторы в последнее время ставятся на все рюкзаки без исключения. Заканчивая предварительные замечания по поводу основных деталей рюкзака, хотелось бы остановиться еще на одной вещи - это выполненные из углепластика пряжки и карабины .Многие туристы до настоящего времени считают, что данный предмет должен быть металлическим , потому что на пряжку приходятся большие нагрузки. Да, сталь выдерживает большие напряжения, но и весит она немало, а в условиях, например, горного похода, когда каждый грамм учитывается, лишний груз будет только мешать и буквально чувствоваться, особенно к концу похода. Поэтому большинство производителей туристического снаряжения давно перешли на выпуск рюкзаков с углепластиковыми пряжками, которые способны выдерживать постоянную нагрузку в 200 кг. Вы когда-нибудь таскали такие тяжести на себе? Поэтому становиться ясно, что запаса прочности углепластиковых пряжек и карабинов вполне достаточно для любых походов.Теперь перейдем к описанию других видов рюкзаков. Но прежде отметим, что все из того, что было сказано выше о конструктивных требованиях к рюкзакам справедливо и для этих видов рюкзаков. Еще одним предварительным замечанием будет то, что все рюкзаки описываемых ниже видов являются рюкзаками с анатомической подвесной системой.

А Вы знаете, что такое "треккинг"?
Следующими в нашем описании будут треккинговые модели. Данные рюкзаки предназначены для походов в горах от одного базового лагеря к другому, вылазок в лес, на лыжах и т.п. Из предназначения этих рюкзаков следует, что на них уже появляются внешние средства крепления - для веревок, карабинов и т. п. в горном и спелеотуризме или просто под теплоизоляционный коврик и палатку в пешем туризме.

Хотелось бы заметить, что по нашим оценкам, укладка коврика в виде "трубы" внутрь рюкзака для придания красивой формы "съедает" 11 литров объема. Поэтому, выбирая рюкзак, подумайте, как вы его будете укладывать, что вы будете укладывать, и в какие походы вы будете ходить.Под внешними средствами крепления понимаются две вещи: во-первых, пластмассовые пластины с прорезями под стропы, и, во-вторых, разнообразные петли из строп, заранее пришитые на рюкзаке (используются под ледоруб, карабины, лыжи, веревки и т.п.). Объем рюкзака, по сравнению с экспедиционными собратьями значительно меньше - 60-80 литров.Еще о чем стоит упомянуть в связи с объемом - это о появляющейся в рюкзаках данного вида внутренней перегородке, которая есть во всех треккинговых рюкзаках, и которая поможет туристу достать вещи, лежащие в нижней части рюкзака без излишних проблем - под данной перегородкой размещают еще один "вход" на молнии. Дело в том, что в станковых рюкзаках, используемых в пеших походах (и треккинговых, и экспедиционных), такая перегородка, разбивающая основное тело рюкзака на два, является весьма необходимой и, что самое главное, удобной вещью.

Полная подвесная система
Еще одним немаловажным моментом в каждом рюкзаке являются карманы. И если рюкзаки со станком, можно сказать, целиком состоят из карманов, то в анатомических рюкзаках карманы являются лишь небольшим дополнением. Как правило, карманы пришивают к рюкзаку со стороны, противоположной подвесной системе, и туристы, не задумываясь, напихивают в них не самые легкие вещи. Но такое расположение кармана с увесистыми предметами ведет к нарушению центровки рюкзака и, как следствие, к увеличению нагрузки на плечи и мышцы туриста. Это особенно существенно в горном и пешем туризме, где приходится нести большие рюкзаки на большие расстояния, при этом еще поднимаясь вверх.

Поэтому идеальным следует признать расположение карманов по бокам рюкзака с равным по массе их наполнением. Для многих рюкзаков такие боковые карманы просто пристегиваются в случае необходимости, увеличивая при этом общий объем. Если же карман все же находится сзади и боковых карманов не пристегнуть, то при укладке постарайтесь положить в этот единственный карман самые легкие вещи - ложку, зубную щетку и т.п. Пристегивающиеся карманы часто можно приобрести отдельно, а иногда они продаются вместе с рюкзаком. Еще один карман располагают в клапане, закрывающем рюкзак сверху. Такое расположение весьма удобно для расположения часто требуемой ерунды - не надо нагибаться и все под рукой.

Идёшь на лыжню - бери рюкзак!
Следующими в нашем рассмотрении будут рюкзаки для ски-тура и штурмовые . Эти рюкзаки уже носят узко специализированный характер. Скитуровские рюкзаки, как писалось выше, предназначены для одно-двухдневных прогулок на лыжах, занятий сноубордом или горными лыжами.

Эти рюкзаки имеют широкое сервисное оснащение, предназначенное для обеспечения комфорта туриста в любой ситуации, возникающей во время занятий данным спортом. При этом внутри данного вида рюкзаков существует свое подразделение на рюкзаки для сноуборда, для горных и равнинных лыж . Такое разделение продиктовано разными способами крепления инвентаря на внешней системе креплений рюкзака. Опишем характерные черты рюкзаков данного вида.Во-первых, у всех рюкзаков данного типа имеется поясной ремень . Во-вторых, рюкзаки имеют небольшой объем - примерно 20-40 литров, иногда разделены на два независимых отделения.

В-третьих, рюкзаки оборудуются специальными карманами под лыжные палки. В некоторых моделях предусмотрена подача воды туристу из фляжки, размещенной в специальном внутреннем кармане рюкзака, по "водопроводу", проходящему по одному из плечевых ремней. Надо сказать, что рюкзаки данного вида богато оснащены разными карманами - карман для ключей, карман для вещей первой необходимости и т.п. Все эти карманы подробно разрисовываются и разъясняются в инструкции-ярлычке, прилагаемой к рюкзаку. Еще одной вещью, необходимой в рюкзаках данного типа, является наличие сетки или любого другого устройства, крепящегося на рюкзаке со стороны подвесной системы и позволяющей вентилировать спину туриста.

Вперёд, на штурм!
Схожими со скитуровскими рюкзаками особенностями обладают штурмовые рюкзаки.

Предназначением данных рюкзаков является именно штурм вершин и самых трудных участков маршрута, где трудно или не нужно тащить с собой весь инвентарь. С этими рюкзаками туристы выходят из последнего перед вершиной базового лагеря поднимаются на вершину и спускаются вниз. Еще одним применением штурмовых рюкзаков, как это ни странно, является использование их туристами-водниками в качестве прогулочных емкостей при исследовании окрестностей на стоянках. Естественно, что объем таких рюкзаков не очень велик, имеется обширная внешняя навесная система, поясной ремень. Вот, наверное, и все чем обладает "штурмовики".

С рюкзаком - в город!
Ну и остался самый большой и самый распространенный вид рюкзаков - городские рюкзаки . Так как к данным рюкзакам нет жестких требований на оснащенность средствами внешней навески и изготовление из какого-то определенного материала, и поэтому нам трудно советовать здесь что-либо в силу различия вкусов, финансовых средств и громаднейшего разнообразия выпускаемых моделей.

>
Единственное, что хотелось бы посоветовать при покупке городского рюкзака - это то, что не стоит покупать штурмовой или ски-туровский рюкзачок для городского применения. Дело в том, что внешняя навесная система данных видов рюкзаков постоянно будет мешать перемещению по городу, например, в транспорте, постоянно цепляясь петлями или другими средствами крепления за поручни, людей, кресла.

Оригинальный текст-тут