VYSOTA.com.ua - одежда и снаряжение для экстремальных видов спорта
Горные лыжи Elan, сноуборды Elan & Artec, ботинки Dolomite, термобельё Craft, носки X-Socks

Все статьи из текущего раздела

Заметки Лиды

Поход в Крым. 6-10 мая 2009 года

День 0

5 мая. Мы выезжаем.

День этот был суматошный. Нужно было забрать документы. И еще неплохо бы
наготовить еды. И целый день льет дождь. Забрали в Клубе новенькую газовую
горелку - как она выручала! Отличная вещь, должна вам сказать.
Рюкзаки почему-то получались очень большими. Не помогало даже частичное
выбрасывание из них "всего лишнего"... Лишнего было немного...
Спасибо брату, выручил, дал в пользование рюкзак побольше :) Но спальники после их похода все еще были влажные.

За окном разразилась гроза. Не смотря на увещевания мужа, я все же
перестраховалась и взяла еще один свитер. Все же зря, в конце концов :) Но было очень тревожно.

Ближе к полуночи такси увезло нас на вокзал. Еще через час мы ехали в поезде...

День 1

6 мая. Переход: Перевальное - родник Кочемак - Долгоруковская яйла - река
Бурульча - Орта-Сырт - Сухой Водопой. (14 км)

Надо сказать, что хотя и на восток от трассы Симферополь-Алушта, и по Караби, я ходила довольно часто и много, но все равно этот поход был для меня полной неожиданностью, прекрасной дикостью и таким неимоверным уходом от реальности...

Вот так вот вовремя еще мало что случалось в моей жизни.
Мы приехали в Симфер около 6 утра, если память мне не изменяет.
"Тралэйбус бастует, чэсна гаварю! Ехай на маршрутке!" И водитель даже забыл
взять с нас за багаж. 8 человек + Егор + 8 рюкзаков начали свой путь. Еще два человека и их седоки проснулись и ждали нашего звонка, чтобы выйти нам навстречу.

Около 7 утра были в перевальном у военного городка. Туда-сюда бегали солдатики (у них зарядка), а на пустыре паслись лошади и маленькие жеребята. Вова повел нас "тут недалеко" - к месту, где они с Капитаном Герценым ночевали - к роднику Кочемак.

Дорога до "тут недалеко" оказалась полноценным первым переходом :)

Родник находится в небольшом яру среди скал. Если от него идти правой тропкой, то выходишь на Долгоруковку, а если слегка левее взять, то к Красным пещерам.

Минут через 20, когда палатка была собрана, и народ сжевал домашние пирожки, мы тронулись в путь.
Поднимались на Долгоруковскую яйлу. Было пасмурно, но достаточно тепло. Однако ветер задувал, и я почти постоянно вела борьбу с Егором за шапку. Он же ее срывал нещадно. Всякий, кто обгонял нас с Егором, увещевал его в необходимости шапки :) Но сын не велся.
По пути наслаждались видом распускавшихся диких пионов. Такого обилия цветов я давно не наблюдала. Даже в Крыму.

Большое фото
Спустя короткое время сыночек заснул.

На привале я наслаждалась давно забытым ощущением теплого комка на пузе и жевала курагу (если присмотреться, то видно, что у меня на животе эрго, в котором
устроился Егор):

Народ активно разгонял облака и увеличивал солнечное окошко. В этот день нам таки повезло - дождя днем не было.

Вот так вот мы и шли по Долгоруковке.

Было много цветов (Капитан Герцен фотографирует цветочных эльфов на прогулке):

Было солнце:

Я экспериментировала со способами ношения своего бесценного груза: Вывод: Хотя ребенка удобнее носить на спине, но большой рюкзак совершенно не
пригоден для переноски его впереди: не видно дороги. Ребенок все же меньше :)
Наверное, для таких походов нужен специальный рюкзак с некими отделениями для
вещей... Нужно пробовать.

С Долгоруковской яйлы по достаточно удобной тропе спустились к реке Бурульча (по пути спугнули огромного толстого зайца - Егор, кажется, не совсем понял, что там мельтишит. У меня же был дикий восторг!).

Река Бурульча:

Кое-кто (наш папа и Капитан Герцен) искупались в огромнейшей заводи. Благодатная пора - весна в Крыму! Воды много, цветов много, пения много...
Тут же походили пешком и пообедали (ага, не кушайте много перед подъемом!):

После непродолжительного, но ощутимого взлета (на другой стороне кто-то рубил
лес, возле каких-то интересных известняковых образований стояла куча палаток),
оказались на небольшой продолговатой яйле Орта-Сырт.

До Сухого водопоя, где ожидалась стоянка, оставалась сущая ерунда. Но последний спуск меня окончательно подкосил. Сказывалась нагрузка. От напряжения слегка тряслись коленки. Все же, нагрузка при ребенке впереди и рюкзаке сзади распределяется не лучшим образом: очень болели мыщцы плечевого пояса и руки выше локтя. Удивительно, но стоило скинуть с себя рюкзак и дать Егору свободу действий - стало легче.
Поскольку 6 мая - день рождения моей лучшей подруги, а в низине связи не было, то "посылали телеграмму". Я в основном занималась ребенком (включая "вырыть ямку-туалет, после всех дел - вымыть попку водой из речки"), а девченки сварили чудесный супчик! Мммм! До чего же приятно поесть горяченького после утомительного дня!
Было полнолуние. Луна была яркая, чистая. Хорошо посидели у костра: с разговорами и прибаутками. Спали - еще лучше! На следующий день предстоял подъем на Караби, северную его часть.
Последние слова, которые я слышала, засыпая, были "Ребята, вода уходит! Кто не набрал - советую это сделать!" Сначала мне показалось, что это шутка. Но водопой не зря называется "сухой".
Ночью все же был дождь.

День 2
7 мая. Переход: Сухой Водопой - северная часть Караби. (20 км)
За этот день мы не встретили ни одной группы, ни одного человека. Было хорошо.
Утром в речке воды действительно не оказалось. Что это за природное явление - я не знаю. Но было сухо, как будто вчера мы не черпали оттуда... Все оказалось не так страшно: поднявшись вверх метров 70 увидели вполне себе полноценную речку.
Набрали воды в дорогу, поскольку на Караби не много источников, доступных без специального снаряжения. На Караби много пещер, карстовых воронок. Но оттуда воду черпают только спелеологи со специальным снаряжением. Сухой водопой как будто кто-то выключил - но, видимо, в течении дня русло снова наполняется.
Я чувствовала себя прекрасно. Была уверена, что сегодняшний день пройдет лучше вчерашнего.
Светило солнце и ничто не предвещало непогоды. Мы возрадовались. Сегодня шапку было позволено не одевать :))

Подъем преодолели достаточно резво.

Первый привал:

Весь день шли по яйле, но в отличии от более исхоженной ее южной части, северная богата маленькими лесочками, овражками и... там пасутся лошади!

Они стали предметом всеобщего поклонения:

Когда мы активно проговорили "пока" всем лошадям, пасущимся на обширных
пастбищах Караби, наш путь продолжился. Небольшим оврагом Каниль мимо очень маленького колодца:

Там же мы с Егором поизучали природу родного края:

И продолжили путь.

К этому времени постепенно стали наползать тучки с северо-востока. В том же направлении были слышны раскаты грома и мелькали молнии. Все разговоры стали сводиться к тому, насколько нам повезет, уйдет ли атмосферное явление "вправо" или все же нас накроет. Народ стал с опаской доставать накидки на рюкзаки. Вот оно, грозовое небо:

К определенному моменту я откровенно стала выбиваться из сил. Егор уснул, но дул очень сильный ветер, который разбудил малыша. Спокойная жизнь закончилась.
Егорка немного походил сам. Потом с нами за ручки. "Летать" малыша по каменистой дороге, когда у папы рюкзак неподъемный, а мама очень устала - долго не выдержишь. Поэтому некоторое время ехали верхом. Чтобы Егор не сильно возмущался, Андрей давал ему камешки, Егор их рассматривал, а потом с трагическим восклицанием: "А! Паля!" ("ой, упало!") - кидал их на землю.
Так и ходили. Спасибо Володе, было принято волевое решение найти некую, подсказанную ему на форуме точку с водой.

Именно благодаря ЖПС и настойчивости Володи и Андрея была найдена удивительная расщелина (или вымоина?) в камне, в которой "вода есть даже поздней осенью":
Пока они искали (около часа), Егорка спал, а все остальные члены группы, громко гыгыкая, играли, накрывшись от порывов дождя "семейным" полиэтиленом:

На ночлег расположились в "воронке" (Андрей по фэн-шуй выбрал ;)). Все были оживлены и довольны переходом. Много хохотали и делились рецептами сала с чесноком. Оделись все же потеплее: высота давала себя знать. Чай кипятили тремя газовыми горелками: с дровами на плато напряженка. Пили много и с удовольствием.
Даже был шоколад.

Ночью был дождь со снегом. Тем не менее, благодаря обилию сухой травы, мы
совершенно не намокли, хотя и стояли в низине.

День 3
8 мая. Переход: Караби-Каниль-ЭгизТинах-2-й спуск. (12 км)
Утро встретило нас хмурым обещанием непогоды. Тучи ерзали по макушкам.
Собирались неспешно, надеясь на солнце. Но оно так и не появилось. Выходили в моросящий дождь:

Погода в этот день и впрямь была на славу: и дождь, и очень сильный дождь, и сильный ветер, и секущая мелкая снежная крупа, и град. Но мне как кто-то в попе пропеллер включил :) Понимая, что деваться некуда,кроме как идти, а еще лучше - поторопиться к спуску, потому что внизу по крайней мере не так ветренно, я до самого спуска сохраняла лидерство. Впереди шел только Крестный отец - ну так он же знает дорогу, не я ;)
Солнышко порадовало только видом на Чигинитру:

Хорошо, что у нас был с собой термос (хотя это и лишний вес, но всегда можно было развести кашку Егору). Пили чай:

В один момент Егорка начал очень сильно плакать. "Ню-ню-ню". Так отчаянно он не кричал с того времени, когда ему было несколько недель, и мы с Андреем самоуверенно потянули его гулять в коляске далеко... Как мы тогда бежали домой!!!
Так и в этот раз я мчалась хоть к какому-то укрытию. Поняла, что замерзли ножки(еще бы - ветер и дождь, все же ботинки промокли... На будущее: обязательно нужны бахилки - наружа мембранная, еще лучше - чтобы бахилки были утепленные...).
Пока Егор ел молочко, сняли ботинки, растерли ноги. Группа терпеливо ждала.
Спрятала Егора, как в глубоком младенчестве, - себе под одежду. Куртку внизу закрепили поясом рюкзака. Ножки грелись теплом моего тела. От ветра защищали поларка и мембранная куртка. Егор уснул. Мы спокойно спустились, хотя спуск не из спокойных (довольно крутой и грязный). Начало спуска:

В конце - идем по лесу, льет дождик:
Все это нелегкое время мне очень помогал Корней Иванович Чуковский. Егор не хотел никаких других ритмов - ни горьковского Буревестника, ни "Вихри враждебные воют над нами", ни песню монтажников-высотников... Но только я начинала "У меня зазвонил телефон...", как сына успокаивался и внимательно слушал... Хорошо, что я знала больше, чем первые несколько строк...
Когда дошли до подходящей полянки, быстро поставили палатки. Андрейка смотался за водой (туда обратно - 38 минут). За это время я накормила Егора кашей (виват термосу!). Два раза. Ребенок отогрелся и начал буянить :)
В перерывах между ливнями бегали в гости в палатку к Крестному и Капитану.
Андрей пытался читать Растаманские сказки. В конце концов сплавил лишний груз (эту книгу) Капитану - "в корабельную библиотеку".

Все вокруг было мокрое. Ужинали как-то по отдельности - каждый в своей палатке в тесном кругу. Опять много пили чаю. Рано легли. Спали беспробудно.

День 4
9 мая. Переход: перевал Ликон- источник Су-Ат - река Бурульча - Арестантские поляны (10 км)
Ночью снова шел дождь. "Еще пуще прежнего". Но утро - о чудо! - порадовало солнышком. И все кинулись сушиться. И всем было радостно:
Егор активно всем помогал собираться. Вместе со мной изучал огромные муравейники.
Высохшие, собранные - на выходе:
Нужно было выбраться на перевал Ликон (слева виднелась гора с одноименным названием, справа - отроги Караби). Нужно было слегка сбросить высоту и потом набрать ее к Су-Ату. После вчерашнего перехода это показалось сущим пустяком. На первом привале поползла "обезьяна":

Егор отгонял ее своей лучезарной улыбкой:
Шагал вместе с Капитаном Герценым и почтил память партизан Крыма:

Не смотря на облако, в котором нам приходилось передвигаться, мы с Егоркой подурачились на огромном свалившемся дереве. Не знали, что еще предстоит не один раз "дурачиться", переходя Бурульчу по бревнам.

Когда дошли до реки, то после краткого совещания, решили идти на Арестантские поляны, а не стоять на берегу реки. С одной стороны - правильно. С другой - раз 6 переправлялись через разбушевавшуюся Бурульчу - вброд, по камням, по бревнам...

В одном месте мужики поднимали свалившееся дерево, кидали его поперек реки... На последней переправе даже пришлось натягивать перила. Жаль, что именно эту переправу никто уже не сфотографировал :)

Здесь же встретили одинокого велосипедиста. Он показал трюк переправы с великом
:) Словами описать не берусь... Вобще велосипедов довольно много в Крыму.
Устали. До Арестантских полян все же не дошли, ночевали ниже, на на реке Бурульча:
Место для стоянки выбрали обжитое. В отличии от всех предыдущих ночевок, тут...было грязко. Битое стекло, куча окурков и объедков... Слегка приводили в порядок стоянку, кострище... Крестный Вова, Юра (Капитан Герцен) и Андрей искупались в бущующей реке, оглашая криками радости все ближайшие окрестности.
Как и на первой стоянке сварили чудесный супец! Девченки нарвали молодой крапивы...
Думали, останется на завтрак. Нет, съели супчик подчистую! Даже котел быстро вымыли.
Пели песни военных лет... Поминали ветеранов. Поздравляли друг друга с праздником Победы.
Под редкие капли, барышни пели чудесные песни. А мы с Егором лежали уже в палатке и слууушали... Последняя ночевка... Все хорошее быстро кончается... Но завтра предстоял еще полноценный переход.
День 5
10 мая. Бурульча-Арестантские-Мусарач-Замана-Перевальное (13 км)
За ночь объем воды в реке значительно упал. Пока собирались, Егор изучал карту маршрута:

Вышли около 8 утра. Нужно было быть уверенными, что успеем добраться до Перевального и в Симфер до 15.00 - у нас поезд на Киев, у ребят - на Запорожье.
С погодой в этот день снова повезло: было солнечно и уютно. Мы оставили Стол-гору и Тырке слева, вышли на Арестантские поляны. Я пыталась впитать в себя запахи и звуки... Как-то именно в том месте было хорошо психологически.
В какой-то момент на спуске пришлось немного ускориться, потому что возникло опасение, что можем не успеть. Дорога была не самой лучшей - разбитая колесами глина после дождя липнет к ботинкам слишком хорошо... Но мы умудрились подскользнуться и упасть всего один раз.
Чувствовалось приближение цивилизации - пока спускались встретили 3 или 4 группы,идущие вверх.
Потом стал доноситься лай собак, рыдания ишака, крики людей, выбравшихся на пикники... Мы завершили свой поход:
Спасибо badyodya за все. И очень хорошо, что люди в группе - сплошь тактичные...