VYSOTA.com.ua - одежда и снаряжение для экстремальных видов спорта
Горные лыжи Elan, сноуборды Elan & Artec, ботинки Dolomite, термобельё Craft, носки X-Socks
 

Все статьи из текущего раздела

Хождение за три моря или На фига столько воды?

Собственно, моря было четыре. Вернее – водохранилища: Каневское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское. Еще был изрядный кусок Десны – от села Надиновка под Черниговым до места ее впадения в Днепр – стольного града Киев. Так уж вышло, что Коля Михайлов и Вова Швец пересекли Украину водным путем с севера на юг. На туристической байдарке «Таймень-2», оборудованной самодельными рулем и парусом и прозванной «Щукой». Зачем? Неизвестно. Переход «Чернигов-Запорожье» посвящался единственно – переходу «Чернигов-Запорожье». Цель отсутствует.

Когда-то

Когда-то Десна была судоходной. Из Киева в Чернигов можно было отчалить на быстроходном катере типа «Ракета». И даже дальше – в городок Новгород-Северский. Это «когда-то» закончилось, понятно, в начале 1990-х. Судоходная Десна требовала ухода (чистки и углубления фарватера). Ухода не было. Судоходная Десна вернулась в свое естественное состояние – Десну дикую. На середине реки неожиданно садилась на мель даже наша «Щука». Хотя бакены стояли. Вперемежку со смытыми в половодье деревьями. Какой судовой ход обозначали первые – непонятно. Наскочить на вторые и распороть корпус было весьма реально.

«Десна капризна, – говорится в атласе, – хоть и принадлежит к равнинным рекам. В начале апреля она разливается, затапливая соседние луга и озера. После разлива сочнее становятся заливные луга, прибрежные озера наполняются деснянской рыбой…»

Все верно. И луга, и озера, и серые деревушки с деревянными покосившимися избами, и два старика на завалинке – почти все мужское население, и едва различимый в прибрежных зарослях рыбак в гнилой плоскодонке, и одиноко пасущаяся на заливных лугах лошадь… Все это есть и все это не поразило воображение. Воображение поразило другое – аисты. Едва ли не на каждом столбе. И даже на водонапорной башне – гнездо аистов. А вот детишек почему-то мало. Не носят. Некому…

Внезапно

Внезапно обозначился стольный град Киев. Он обозначился трубой ТЭЦ, новенькими усадьбами на берегу Десны и массой отдыхающих – автомобили и палатки отражались в воде по обе стороны пути нашего следования. Июнь. Не обделенный заводями Киев разрывало. Людей раскидывало по окрестностям.

Здесь описывать нечего. Стоит Киев – как и стоял. И Родина-мать стоит. И храмы на Владимирской горке. Единственно, что лежит – это наш путь. И то – очень временно, то есть – скоротечно.

Мы ночевали на Троещине. Нас ожидал первый суровый переход: за день нужно сделать более 50 км. Знаете – почему? Потому что необходимо проскочить город-призрак с его неприступными берегами, где нельзя высадиться даже для того, чтобы размять ноги и сходить «по-маленькому», не говоря уже о том, чтобы разбить палатку и сходить «по большому».

Этого города в атласе нет. Но он есть. И даже имеет название – Конча Заспа. Или что-то в этом роде.

На десятки километров берег подпоясан бетоном с торчащими костями арматуры. Торчат дворцы в стиле ампир, или рококо, или ренессанс, или все вместе – в стиле «у кого круче» со множеством фасадных феничек. Красиво! А аистов нет…

На этом участке Днепра движение – как на Крещатике: катера, яхты, буксировщики с баржами, теплоходы… Правила предписывают судоводителям сбавлять ход, когда минуешь маломерное несамоходное судно (дабы – не перевернуть). Из сотни судоводителей о правилах знали четверо. Нам приходилось проявлять чудеса эквилибристики, чтобы удержать равновесие. Огромный тупорылый вельбот подбросил нашу «Щуку» на полтора метра. На корме вельбота трепыхался звездно-полосатый флаг. У меня появилась личная неприязнь к американскому образу жизни.

Дальше

Дальше было Каневское водохранилище и тишина…

«Каневское водохранилище. Образовано в 1972 г. плотиной Каневской ГЭС на территории Киевской и Черкасской областей. Площадь 675 кв. км, длина 162 км, наибольшая ширина 5 км, средняя глубина 4,4 м. Создано в интересах развития водного транспорта, энергетики и ирригации».

…Тишина не в том смысле, что – мертвая. Просто мы остались одни в этом мире. Такое впечатление, что все работают на Киев, Киев ни на кого не работает. Последний пароход промелькнул у городка Триполье, в сорока верстах от столицы. Он не вниз, а вверх по течению толкал баржу с песком. До самых Черкасс, то есть – все Каневское водохранилище и часть Кременчугского мы прошли в одиночестве. Не встретив ни одного судна. В пять утра из Черкасского порта вышел сухогруз. И опять – ничего. До Кременчуга.

Их было не сложно сосчитать, эти пароходы. За 17 дней пути от Чернигова до Запорожья пароходов было пять: два «пассажира» и три «сухогруза». Наверное, в стране кончились пароходы. Потому что грузы и пассажиры – величина более-менее постоянная.

Плотины

Плотины мы обносили. Шлюзы не для таких судов, как наша «Щука». Они для тех, которых пять.

Это было не сложно, учитывая конструкцию всех трех гидротехнических сооружений (Каневской, Кременчугской и Днепродзержинской ГЭС). Во всех трех случаях массу днепровской воды сдерживают многокилометровые бетонные дамбы. Их высота около пяти метров. Перепад воды – примерно такой же. Но это было сложно, учитывая конструкцию дамб. Вова сказал, что десантироваться на скользкие покатые бетонные плиты при волнении в три балла он не посоветует никому. Он и мне не советовал. Но куда я денусь?

Мне трудно представить, как такое мизерное давление воды вращает лопасти генераторов этих станций. И зачем там шлюзы. Можно просто на минуточку приоткрывать ворота.

Сети

Сети приходилось перепрыгивать. Особенно богато рыболовными сетями Кременчугское водохранилище. Они там стоят буквально через каждые пятьсот метров. Их выдают поплавки из букета пластиковых бутылок. Рыбаки жалуются, что с каждым годом рыбы все меньше. Уныло выглядит кладбище рыболовецких баркасов. Но рыбаки – люди упорные – продолжают выходить на лодках.

«Кременчугское водохранилище. Образовано плотиной Кременчугской ГЭС в пределах границ Черкасской, Полтавской и Кировоградской областей. Заполнение водохранилища происходило в 1959-61 гг. Площадь 2250 кв. км, длина 185 км, наибольшая ширина 30 км, средняя глубина 6 м, максимальная – 21 м. Благодаря КВ возникли возможности для орошения засушливых районов юга Украины».

Перепрыгивать не удавалось огромные поля водорослей. Они хватались за весла, выворачивали руль, тормозили движение. В атласе такие места значились как «затопленные вырубки леса». Их очень много – затопленных вырубок, лугов, плодородных земель. Более двух тысяч квадратных километров! Это для того, чтобы орошать другие плодородные земли где-то на юге Украины.

Дым

Дым отечества, радужный, густой, насыщенный, порадовал нас в Днепродзержинске. Там металлургический комбинат стоит прямо на берегу реки. И отвалы – на берегу реки. Все как на ладони. Мы сложили весла и любовались этой страшной картиной.

«Днепродзержинское водохранилище. Образовано в 1963-65 гг. плотиной Днепродзержинской ГЭС на территории Днепропетровской, Кировоградской и Полтавской областей. Площадь 567 кв. км, длина 140 км, наибольшая ширина 20 км, средняя глубина 4,3 м, максимальная – 16 м».

Вода уже цветет и пахнет. Хотя еще только июнь. И если кого-то раздражает зеленый планктон на поверхности или колышущиеся заросли в толще воды, пусть откроет справочник и прочтет, что это наше национальное достояние – «В Днепродзержинском водохранилище растет 177 видов водорослей, 39 видов высоких водных растений, которые занимают площадь 55 кв. км (!)», а, например, «Фауна Кременчугского водохранилища насчитывает 154 вида зоопланктона и 180 – донных беспозвоночных (!)». Причем тут рыба, судоходство или непонятная мне ирригация? Планктон!!!

Ей-Богу

Ей-Богу, я так и не понял – на фига нам столько воды? Объем Каневского – 2,6 куб. км, Кременчугского – 13,5, Днепродзержинского – 2,45, Днепровского – 3,3! Мы что тут все от жажды дохнем? Да и вид ее совсем не питьевой.

Рыба под вопросом, судоходство под вопросом, мелиорация под большим вопросом. Гидроэнергетика – там же. Зачем эти зарастающие травой резервуары? Единственный кусочек Днепра с быстрым течением, массой островов, плескающейся рыбой, стаями диких уток – под Каневым. Под Тарасовой горкой, на которой покоится прах Кобзаря. Хоть ему что-то оставили. А так – «не реве и не стогне широкий», упакован в бетонные дамбы.

Правда, существует еще одно научное объяснение существования этих гигантских отстойников – «регулирование уровня воды». ?!.

Железную логику можно найти только в создании Днепровского водохранилища – съело пороги, открыло судоходство.

«Днепровское водохранилище. Образовано в 1932 г. плотиной Днепровской ГЭС на территории Днепропетровской и Запорожской областей. Площадь 420 кв. км, длина 170 км, максимальная ширина 3,5 км, средняя глубина 8 м, максимальная – 53 м. Сооружение ДВ позволило создать условия для сквозного судоходства от устья Днепра до Киева и выше. Водой ДВ затоплено 10 порогов и около 40 каменистых уступов».

Родина

Родина нас встретила тривиально – «матюгальником». «Эй, туристы! – кричал в микрофон спасатель на правобережном пляже. – А ну разворачивайтесь и гребите отсюда! А то сейчас на катере выйдем и конфискуем вашу лодку! Кому говорю – разворачивайтесь на хрен!» Куда? Опять в Чернигов? Слава Богу, спасатель с «матюгальником» – это еще не вся родина. На берегу нас встречали другие люди.

За 17 дней мы прошли более 700 км. Пересекли водным путем с севера на юг всю Украину. Оставили за спиной изрядный кусок Десны и четыре моря. Черниговскую, Киевскую, Черкасскую, Полтавскую, Кировоградскую, Днепропетровскую и часть Запорожской области.

Зачем?..

Николай Михайлов

Экспедиция организована клубом «Эрмитаж» при содействии Запорожского благотворительного фонда «Александровский».

ТТХ маршрута:

04.06 - 23,5 км - 03:30 ч. (ср. ск. 6,71 км/ч) Надиновка - русло Десны, отдых - берег
05.06 - 56,6 км - 07:52 ч. (ср. ск. 7,19 км/ч) русло Десны
06.06 - 61,6 км - 08:30 ч. (ср. ск. 7,19 км/ч) преграда дамба Троещина 
07.06 - суббота - шили парус, Троещина
08.06 - 48,5 км - 07:54 ч. (ср. ск. 6,14 км/ч) остров Триполье
09.06 - 48,1 км - 12:00 ч. (ср. ск. 4,01 км/ч) Триполье - Великий Букрин (а магазина нет)
10.06 - 43,8 км - 10:16 ч. (ср. ск. 4,27 км/ч) Великий Букрин - Леплево
11.06 - 48,5 км - 08:00 ч. (ср. ск. 6,06 км/ч) Леплево - Сокирно
12.06 - 22,1 км - 05:00 ч. (ср. ск. 4,42 км/ч) Сокирно - Черкассы
13.06 - 51,5 км - 10:20 ч. (ср. ск. 4,98 км/ч) Черкассы - Тиньки
14.06 - 38,6 км - 08:09 ч. (ср. ск. 4,74 км/ч) Тиньки (Черк. обл.) - Нагорное (Кировогр. обл.)
15.06 - 34,7 км - 06:20 ч. (ср. ск. 5,48 км/ч) Нагорное - Кременчуг
16.06 - 50,3 км - 08:22 ч. (ср. ск. 6,01 км/ч) Кременчуг - Тахтайский карьер
17.06 - 59,2 км - 10:40 ч. (ср. ск. 5,55 км/ч) Тахтайский карьер - Днепродзержинск
18.06 - 48,8 км - 07:40 ч. (ср. ск. 6,37 км/ч) Днепродзержинск - Днепропетровск
19.06 - 52,9 км - 10:13 ч. (ср. ск. 5,18 км/ч) Днепропетровск - бухта Штаны (залив Крословский)
20.06 - 24,7 км - 04:59 ч. (ср. ск. 4,96 км/ч) залив Крословский - Запорожье (Правобережный пляж)

Всего - 713,45 км (Надиновка - Запорожье)

Максимальная скорость:
- на Десне - 11,5 км/ч
- под Каневым - 13,0 км/ч
- под парусом - 8,2 км/ч