VYSOTA.com.ua - одежда и снаряжение для экстремальных видов спорта
Горные лыжи Elan, сноуборды Elan & Artec, ботинки Dolomite, термобельё Craft, носки X-Socks
 

Все статьи из текущего раздела

С автоматом под подушкой

Любовь к родине не знает чужих границ. (Ежи Лец)

Николай Михайлов

Мне думается, я понял подоплеку еврейского патриотизма. Не разработанного идеологическими институтами и навязанного пропагандой, а настоящего природного патриотизма. Истоки этого чувства – в самом возникновении на карте мира государства Израиль (это случилось всего 60 лет назад (правда, это случалось и 3000 лет назад, а потом быльем поросло)). У народа появился свой Дом. Кто мыкался лет двадцать по углам – по съемным комнатам, коммуналкам и общежитиям, а потом въехал в свою, отдельную, с условиями, тот испытал нечто подобное, разница лишь в масштабности.

«С Голан не уйдем никогда»

Страна в перманентном состоянии войны. Вот сейчас ракеты взрываются на юге, в городке Сдерот. Они прилетают с палестинских автономных территорий, из долго оспариваемого и отданного, наконец, палестинцам Сектора Газа. Год назад Ливан обстрелял «северную» Хайфу. Правда – не официальный Ливан, а «некие террористические группировки», но ракеты летели с ливанской территории через Хайфский залив и взрывались в жилых кварталах, рассеивая на сотни метров вокруг металлические шарики, которыми были начинены. Часть горожан рванула к знакомым и родственникам на юг, часть осталась – кому-то не у кого было спрятаться, кто-то остался из-за того самого чувства патриотизма. По утрам открывались редкие овощные лавки и магазины, а по городу курсировали рейсовые автобусы. Этакая демонстрация бесстрашия. Это уже не те евреи, которые с покорностью подготовленных к бойне бычков шли в газовые камеры второй мировой войны. Это другое поколение. На подъезде к Голанским высотам плакат – «С Голан не уйдем никогда!», хотя ООН настаивает, чтобы именно «ушли». На самой горной возвышенности среди минных полей пасется скот. Еще недавно (что для истории 40 лет?) на высотах сидели сирийские артиллеристы и бомбили Галилею, заминировав предварительно все подходы к своим позициям. Кто знает, где теперь карты минных полей, и были ли они вообще? Их обнесли колючей проволокой и повесили предупреждающие знаки. Периодически жертвами становятся коровы. Вы когда-нибудь видели трехногих коров? А там они есть.

Табличка «Внимание мины!» на трех языках – иврите, арабском и английском – теперь висит и у меня, чтобы не затушевывалась память. А то ведь бывает – оглядываешься назад и путаешься в иллюзиях…

Политика Тель-Авива жесткая: ракета прилетела, ракета улетела. То есть – глаз за глаз. Это патриотизм, описанный Расселом, в частности – «готовность убивать и быть убитым по самым тривиальным причинам». В данном случае – по обоюдной неприязни арабов и евреев. Ну, бывает такое у народов. Одни не любят других. Я, например, тоже черносотенец, где-то глубоко в душе, и приходится с этим жить, а порой и подавлять свои черные настроения.

Обстреливаемый Сдерот, общественность превратила в место «паломничества». В шабат (субботний день) сюда направляются за покупками или отобедать в местных ресторанах и кафе евреи из других «не опасных» городов. Так они поддерживают сдеротцев – крепитесь, мол, весь Израиль с вами. И нынешний Израиль, и древний, и вечный израильский город Иерушалаим… с чем не могут согласиться ни арабы, ни палестинцы…

Два Давида

Кратко история выглядит так.

Название Палестина, по мнению ученых умов – результат греческой интерпретации имени древнего народа филистимлян. Во все памятные времена эта земля была ареной борьбы: сначала – между Древним Египтом, Финикией и государствами Месопотамии, потом – между современным Египтом, Сирией, Иорданией и евреями.

Первое упоминание о евреях (как о народе) содержится, ясное дело, в Библии. Из нее следует, что история этого народа началась примерно с XVII в. до н.э. Царь Давид (1004-965 гг. до н.э.) превратил еврейское царство в крупную могущественную державу со столицей в Иерусалиме. Дальнейшее свое развитие древнее израильское государство получило при сыне Давида – Соломоне (965-930 гг, до н.э.). После смерти Соломона страна разделилась на два царства: северное – Израиль и южное – Иудею. В 132 г. до н.э. еврейское государство «приказало долго жить». Его захватили римляне и переименовали в Палестину. Против евреев начались жестокие гонения, и они, большей частью, покинув свою обетованную землю, расселились по миру.

В 638 г. Палестину завоевали арабы. Господство мусульман в Палестине продлилось (без учета периода завоевания крестоносцев, управлявших в XI-ХIII вв. Иерусалимским королевством) почти 1000 лет. В 1917 г., в ходе Первой мировой войны, Палестина была оккупирована английскими войсками и стала (с 1920 по 1947 г.) подмандатной территорией Великобритании. Именно в этот период в еврейских головах массово стала вызревать мысль о возвращении на свою историческую родину и о создании (или возвращении) своего государства. В Палестину устремились два больших потока евреев из Восточной Европы. Они становились новыми поселенцами, осваивали заброшенные и истощенные земли. В период c 1919 по 1946 год в Палестину прибыло более 460 тыс. репатриантов. Увеличение численности еврейской общины стало источником перманентных вооруженных конфликтов с местным арабским населением.

Каждая из волн еврейской иммиграции вносила свой вклад в развитие общины. Люди прибывали из Польши, Германии, Италии. Значительное влияние на характер и общественную структуру первых поселений внесли иммигранты из России. Они заложили основы социально-экономической инфраструктуры, развивали сельское хозяйство, создали уникальные формы сельской коммуны - кибуцы и мошавы, строили дома и прокладывали дороги. То, что когда-то пропагандировалось и не удалось создать в социалистической России – коммуны – почему-то удалось создать в капиталистическом Израиле. Они существуют и сейчас – поселения, огороженные колючей проволокой и со шлагбаумом при въезде (типичные меры самообороны). Там своя инфраструктура – детсад, столовая, прачечная. Люди живут коммуной – возделывают землю, выпускают промышленные товары (в кибуце, как правило, небольшой заводик), зарабатывают деньги «на общак», распределяют между собой, вкладывают в развитие. Случилось мне в одном кибуце под Хайфой беседовать с пожилым дяденькой, художником (жаль, запамятовал имя). Его родители – основатели кибуца, в котором и он прожил всю жизнь. Те самые пионеры-идеалисты, принявшиеся возделывать пустыню. Его отец – инженер, свободно владел шестью языками. Он ушел с престижной должности и вообще выбросил английский паспорт, взял в руки мотыгу… Это произошло в 1926 году. Сейчас кибуц утопает в зелени. Мы сорвали огромную, как арбуз, памелу и съели ее на берегу Галилейского озера…

В ноябре 1947 года ООН путем голосования высказалась за раздел Палестины на два государства — еврейское и арабское. Палестинские арабы и арабские правительства отвергли резолюцию ООН и тем самым отказались от возможности создать палестинское арабское государство. Палестинцы начали партизанскую войну, а арабские армии готовились к вторжению сразу после окончания британского мандата. Цель арабов, согласно их собственным заявлениям – уничтожить будущее еврейское государство еще до того, как оно будет провозглашено, и сбросить евреев в море. Что-то задержались. 14 мая 1948 года лидер евреев Давид Бен-Гурион огласил Декларацию Независимости, израильское государство официально состоялось. Временной разрыв между двумя государствами Израиль составил более 2000 лет. И о первом и о втором заявили парни с одинаковым именем – Давид.

Кто бы что ни говорил, но шаг был отчаянный – 650 тысяч евреев противопоставили себя не только миллионному арабскому населению Палестины, но и регулярным армиям семи арабских государств. А дальше – еще любопытнее: за 60 лет новой истории Израиля евреи не проиграли ни одной военной кампании. В 1948-м против них выступили войска Ливана, Сирии, Трансиордании, Ирака и Египта с намерением «сбросить евреев в Средиземное море». Результат получился с точностью до наоборот – евреи освободили Беер-Шеву и Галилею и овладели большей территорией, чем та, которая отводилась Израилю по плану ООН. Агрессия Сирии, Египта, Иордании и Ирака в 1967 году (Шестидневная война) стоила арабам Старого города Иерусалима (арабской его части), Синая, Сектора Газа, Западного берега реки Иордан (территория Иордании) и Голанских высот (на сирийско-израильской границе). Совет Безопасности ООН принимает резолюцию осуждающую израильскую агрессию и требующую вывода израильских войск с оккупированных ими территорий. Израиль выполнять резолюцию отказался, не взирая на дипломатические угрозы таких сверхдержав как СССР и США. СССР, чей голос был решающим на заседании ООН в 1948 году за признание израильского государства, разрывает с Израилем дипломатические отношения.

Дальнейшее многолетнее противостояние евреев и палестинцев привело к тому, что первые уступили, а вторые получили в свою автономию Сектор Газа и западный берег реки Иордан. Конфликт на этом не исчерпался. Как говорится, буквально перед нашим визитом в Иерусалим в арабском квартале Старого города службой безопасности Израиля были изъяты две готовые к стрельбе ракетные установки.

И вечный шмон

В армии здесь служат все, кроме калек и идиотов. Девушки – два года, юноши – три. В Старом Иерусалиме у Стены плача мы наблюдали, как новобранцы хором готовили текст присяги. Командовала парнями девица мягких форм. Ничего – слушались…

Такого количества вооруженных людей мне еще не приходилось встречать – в поездах, в автобусах, на улицах… Тщедушный мальчик в очках, его представляешь прижавшегося щекой к деке скрипки, а у него автомат подмышкой. Он приходит домой и прячет автомат под кровать. А утром достает и идет защищать родину. Маленькую, но – свою. Если к Запорожской области добавить еще одну, хотя бы – Луганскую, это территориально уже будет больше, чем все государство Израиль. Из грунта здесь всего лишь камень, из животных – шакалы, и ничего, живут люди, не жалуются. Наших бы туда, вот бы повыли!..

Израильское трудовое законодательство довольно жесткое и склоняется в пользу работодателей. Отпуск здесь всего 12 дней в году. 186 часов в месяц отработай и не балуйся (не выработал – штрафные санкции, без обид и жалоб в профсоюз). При 8-часовом рабочем дне это 6 дней в неделю. Теперь понятно, почему в шабат, в единственный свой выходной, еврей не только может не работать, но и не имеет права работать!

А еще здесь нужно привыкнуть, что при входе в аэро-, авто- или ж/д вокзал, в торговый центр, госпиталь, госучреждение или в музейный комплекс вам придется предъявить охраннику содержимое сумки, пройти через рамку и позволить обмахнуть себя металлоискателем. На лице у вас может быть написано, что вы человек добрый и смирный, законопослушный, пацифист, хиппи, почитатель веселого бога Джа и доктрин «не убий» и «не укради», но охранник не обязан этому верить, более того, по долгу службы он обязан вам не верить.

Нас шмонали на вокзале и в госпитале. Нас шмонали при входе в Бахайский храм и на почту. Но зато как нас шмонали в аэропорту! До дна рюкзака! До носового платка, спичечного коробка и батареек! До того, что бутылку вина вынули из рюкзака и упаковали в коробку «отдельным подозрительным грузом». Мне еще повезло. Кеды, в которых я пересек кратер потухшего вулкана, я выбросил. А напарник мой, дядя Вова, остался в тех же кроссовках, в которых делал Большой Пустынный Хадж. Чего там прилипло к подошвам – не ведомо, но после хаджа протекторы Вовиных бот упрямо звенели, когда он проходил сквозь рамку. Каждый раз ему приходилось разуваться и отдавать обувь «на исследование».

Все, что я поведал, звучит, может, и мрачновато, но в яви так совсем не выглядит. Это всего лишь часть увиденного и осмысленного. Ведь были еще Кратер Рамона, Мертвое море и «Церковь умножения хлебов». Были колючие полосатики в рыболовных сетях и прохладное ложе в горном ручье. Наконец, был вечный город Иерусалим и попытка прорастить хумус. Но об этом – как-нибудь потом. В следующий раз.